Заголовок (если есть)

Шнейдеров Виталий Семёнович

ДТП или убийство




Однажды летним вечером я сидел у камина и, покуривая последнюю трубку, дремал над каким-то романом — весь день я был на ногах и устал до потери сознания. Моя жена поднялась наверх, в спальню, да и прислуга уже отправилась на покой — я слышал, как запирали входную дверь. Я встал и начал было выколачивать трубку, как раздался звонок.
Я взглянул на часы. Было без четверти одиннадцать. Поздновато для гостя. Я подумал, что зовут к пациенту и, чего доброго, придется сидеть всю ночь у его постели. С недовольной гримасой я вышел в переднюю, отворил дверь. И страшно удивился — на пороге стоял Шерлок Холмс.
– Ватсон, — сказал он, — я надеялся, что вы еще не спите.
– Рад вас видеть, Холмс.
– Вы удивлены, и не мудрено! Но, я полагаю, увидев меня, у вас отлегло от сердца!
Я предложил ему поужинать, он отказался, так как поужинал в Ватерлоо, но согласился выкурить со мной трубку. Вдруг раздался звонок. Я открыл дверь и увидел мистера Лестрейда. Лестрейд, сыщик из Скотленд-Ярда, нередко навещал нас по вечерам. Шерлоку Холмсу были приятны его посещения, потому что Лестрейд приносил всевозможные полицейские новости, а в благодарность Холмс охотно выслушивал подробные рассказы о делах, которые были поручены сыщику, и как бы невзначай давал ему советы, черпая их из сокровищницы своего опыта и обширных познаний.
Но в этот вечер Лестрейд говорил только о погоде и о газетных известиях. Потом он вдруг умолк и стал задумчиво сдувать пепел с сигары. Холмс пристально посмотрел на него:
– У вас есть какое-то интересное дело?
– О нет, мистер Холмс, ничего интересного!
– В таком случае рассказывайте. – Лестрейд рассмеялся:
– От вас ничего не скроешь, мистер Холмс. У меня действительно есть на примете один случай, но такой пустяковый, что я не хотел утруждать вас. Впрочем, пустяк-то пустяк, однако довольно странный пустяк, а я знаю, что вас особенно тянет ко всему необычному. Хотя, по правде сказать, это дело скорее всего должно бы занимать доктора Ватсона, а не нас с вами.
– Болезнь? — спросил я.
– Нет, убийство, а может самоубийство, не исключено, что и просто ДТП.
– Что за ДТП?
– Дорожно-транспортное происшествие. Так не смогли бы вы завтра вместе с доктором Ватсоном посетить Бристоль. Я сейчас туда выезжаю.
– Инспектор, мы в вашем распоряжении. Вечером подъедем.
– Тогда разрешите откланяться!
– До завтра, инспектор!
– Да, Ватсон, а я должен пойти домой и просмотреть все материалы по ДТП. Боюсь, что Лестрейд из-за пустяка к нам не обратился бы. Встретимся завтра у меня, тем более вы так давно у меня не были. Вы еще не забыли мой адрес?
– Бейкер-стрит, 221б.
– Ну, слава богу. Итак, до завтра, Ватсон.
– До завтра, мистер Холмс.
...Мне было приятно снова очутиться на Бейкер-стрит, в неприбранной комнате на втором этаже, этой исходной точке стольких замечательных приключений. Я взглянул на таблицы и схемы, развешанные по стенам, на прожженную кислотой полку с химикалиями, скрипку в футляре, прислоненную к стене в углу, ведро для угля, в котором лежали трубки и табак. Наконец, мои глаза остановились на свежем улыбающемся лице Билли, юного, но очень толкового и сообразительного слуги, которому как будто удалось перекинуть мостик через пропасть отчуждения и одиночества, окружавшую таинственную фигуру великого сыщика.
– У вас тут все по-старому. И вы сами нисколько не изменились. Надеюсь, то же можно сказать и о нем?
Билли с некоторым беспокойством посмотрел на закрытую дверь спальни.
– Он, кажется, спит, — сказал он.
Стояла ясная летняя погода, и было только семь часов вечера, однако предположение Билли меня не удивило: он давно привык к необычному образу жизни моего старого друга.
– Это означает, если не ошибаюсь, что ему поручено дело, не так ли?
– Совершенно верно, сэр. Он сейчас весь поглощен им. Все время повторяет: ДТП, ДТП. Я даже опасаюсь за его здоровье. Он ничего не ест. Миссис Хадсон его спросила: "Когда вы изволите пообедать, мистер Холмс?". А он ответил: "В половине восьмого послезавтра". Вы ведь знаете, какой он бывает, когда увлечен делом.
– Да, Билли, знаю.
В это время дверь спальни отворилась и оттуда появилась худая и длинная фигура Холмса; лицо его осунулось и побледнело, но держался он, как всегда, бодро.
– Спиртные напитки вам не противопоказаны? Сифон и сигары на прежнем месте. Надеюсь, вы еще не презираете жалкий табак и трубку? В эти дни они заменяют мне еду.
– Но почему вы отказываетесь от еды?
– Потому что голод обостряет умственные способности. Мой дорогой Ватсон, вы как врач должны согласиться, что при пищеварении мозг теряет ровно столько крови, сколько ее требуется для работы желудка. Я сейчас один сплошной мозг. Все остальное – не более чем придаток. Поэтому я прежде все должен считаться с мозгом.
Утро выдалось пасмурным и туманным. над крышами повисла коричневатая дымка, казавшаяся отражением грязно-серых улиц внизу.
– Однако похолодало, — заметил Холмс, подойдя к окну, - но для нашего
– путешествия это даже хорошо. Выпьем по чашечке кофе и поедем.
Холмс принес кофеварку, тончайший аромат кофе наполнил комнату. Да, такой кофе умеет заваривать только мистер Холмс. После кофе я почувствовал бодрость и желание двигаться.
– Берите шляпу, — велел Холмс, — а я возьму кейс. Пошли.
– Билли! Мы вернемся к половине восьмого послезавтра.
– Да, сэр.
– Поедем в омнибусе?
– Ватсон! Какой омнибус? Вы забываете, что на дворе конец XX века. Поедем на моей "Ладе-Самаре-1300"!
– Самара... Самара... Мистер Холмс, уж не российский ли это город?
– Верно, Ватсон! Бывший Куйбышев. У вас хорошая память. Эту машину делают! Советы. И машина, я вам скажу, неплохая. Я ее купил всего за пять тысяч фунтов стерлингов. Так, а теперь сравним автомобиль с омнибусом. Главное отличие автомобиля от омнибуса не в том, что в его двигателе "находятся" десятки лошадей, а в электронике, которой он нашпигован. Слушайте, я постараюсь доходчиво объяснить, какие функции выполняет электроника в моем автомобиле. Правда, моя электроника не серийная, а заказная.
– Что значит заказная?
– Специально для моего автомобиля поставлены самые лучшие образцы автомобильной электроники, в результате получилась новая модель "Лада-Самара-Холмс". Начнем с дверей. Двери в моем автомобиле открываются не ключом, ведь ключ могут подобрать, да к тому же у воров есть широкий набор отмычек. Дверь открывается с помощью специального микропередатчика. Видите эту коробочку? Нажимаю на кнопку и импульс определенной частоты, точнее даже не импульс, а определенная секретная кодовая последовательность, открывает замок. Вот и все, теперь дверь можно открывать.
Но встроить электронный замок в дверь еще недостаточно, чтобы уберечь свой автомобиль от угона — этого самого массового преступления века. Дверь могут просто взломать. Поэтому над созданием противоугонных устройств работают умнейшие инженерные головы в десятках автомобилестроительных и электронных компаниях и фирмах. Так, японские инженеры создали такую систему защиты: чтобы завести мотор, нужно набрать определенный номер — код на клавиатуре микрокомпьютера. Если код набран неверно, то включается сирена, а двери автоматически закрываются, и угонщику приходится дожидаться полиции.
– Напоминает мышеловку.
– Точно! Теперь я расскажу, что внутри салона. Садитесь сюда на переднее сиденье. Вот на приборном щитке — дисплей. Вставляю ключ зажигания, загорается лампочка. Система работает. На дисплей выводится информация, которую необходимо знать перед тем, как трогаться в путь. Итак, в баке— 10 литров бензина. Вам это ничего не говорит?
– Две пятилитровые банки.
– Все ясно! Вы же не автомобилист. На дисплее выводится то расстояние, которое мы можем проехать на этом бензине при средней скорости 120 км/ч. Видите?
123 км!
– До Бристоля не хватит! Придется заправляться в дороге. Хорошо, переходим к следующей строчке:
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА ЗА БОРТОМ +5C.
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА В САЛОНЕ +7C.
– Включаем печку. Сейчас салон прогреется. Когда будет +20 C, можете снять пальто. Так, читаем ниже:
АККУМУЛЯТОР. ЕМКОСТЬ 45 А*ч
– Исправен.
Давление масла 0,8 кгс/см2
– В норме.
ОХЛАЖДАЮЩАЯ СИСТЕМА
ТОРМОЗА
– Самое главное! Итак, все в порядке!
– Да, еще такой нюанс. Моим автомобилем пользуется и миссис Хадсон. Она ездит на нем за покупками. Мы с ней разного роста, да и длина рук у нас разная. Видите, это положение сидения для меня слишком высоко, да и рулевая колонка оказывается очень близко. Чтобы нам с ней не тратить время на подгонку сиденья и руля "под себя", все эти функции выполняет компьютер.
– А каким же образом? Как он может знать ваши привычки?
– Когда я устраиваюсь за рулем, то данные о высоте кресла, наклоне спинки, расстоянии до рулевой колонки, наклоне колонки, положении зеркала — все это автоматически вводится в компьютер под определенным шифром. Когда за руль садится миссис Хадсон и все подгоняет под себя, то перечисленные данные также вводятся в компьютер, но уже под другим (ее) шифром. Теперь, садясь за руль после миссис Хадсон, мне достаточно набрать на клавиатуре мой шифр и компьютер восстановит все так, как мне нравится, как это было мною отрегулировано "под себя". Смотрите. Набираю на клавиатуре шифр. — На моих глазах бесшумно опустилось сиденье, отодвинулась рулевая колонка, изменился угол поворота зеркала заднего вида. — Как, впечатляет?
– Да, мистер Холмс. Возникает ощущение, что автомобиль - разумное существо!
– Мне эти безделушки тоже нравятся. Ну что ж, теперь мы можем ехать. Смотрите, как быстро мы набираем скорость. Как урчит мотор! Зверь! 65 лошадей!
– Каких лошадей?
– Лошадиных сил! Через 14 с на спидометре уже 100 км/ч! Неплохо? А максимальная скорость — 153 км/ч.
Я судорожно вцепился в сиденье и, как загипнотизированный, смотрел на стрелку спидометра. Она продолжала двигаться вправо — ПО, 120, 130 км/ч! Вместо неторопливой езды в омнибусе нам предстояло нестись подобно пушечному ядру! Неужели Шерлок Холмс решил покончить жизнь самоубийством, взяв меня в соучастники? Однако спустя некоторое время страх постепенно прошел. Прекрасное трехрядное шоссе в эти утренние часы было пустынным. Большое количество развязок, идеально ровное дорожное покрытие успокоили меня. Я даже ощутил некоторую приятность от езды. Незаметно для меня тревожная мысль о спидометре куда-то улетучилась.
Я прикрыл глаза. Мерный рокот работающего двигателя успокаивал. Правда, из-за него, подумал я, при разговоре приходится повышать голос. Но ведь и в кебе при езде стоял такой шум и грохот, что разговаривать было невозможно. В те времена колеса и мостовая были совсем не те, что сейчас. Вдруг стало абсолютно тихо, я решил, что заглох двигатель, и с ужасом открыл глаза. Нет, наш автомобиль так же продолжал нестись по шоссе, но при какой-то неестественной тишине.
– Мистер Холмс, что-то с двигателем?
– Ватсон, мне показалось, что я вас успокоил. С двигателем все в норме. Просто я включил систему шумоподавления.
– А как же можно подавить шум?
– Давить на него в противофазе. Смотрите. В спинке каждого сиденья установлены миниатюрные микрофоны. Они не видны, но вы можете себе их представить в виде небольших пуговиц. Эти микрофоны воспринимают неприятный шум от двигателя, а также шум от вторичных источников звука, передаваемых панелями кузова. Мощность этого шума лежит в диапазоне частот ниже 250 Гц. Это шум усиливается усилителями и подается на акустическую систему, создающую инверсную звуковую волну. Эта волна и гасит шум. Как видите, все кажется очень простым, но реализация...
Ну, а теперь можно послушать музыку. Вот здесь в машине находится стереопроигрыватель. Он работает с компакт-дисками. Видите, насколько он малогабаритен — размером всего с книгу.
– А как же при такой хоть и небольшой, но все-таки тряске игла не соскакивает с пластинки?
– Ватсон! Прежде всего — за счет прекрасной подвески всей системы. Это оптическая "грампластинка". Считывание с нее осуществляется бесконтактно, лучом лазера. У меня есть "Песни" Мендельсона — мои любимые вещи. Так, включаю. Ну-с Ватсон, что скажете?
Я услышал чудесный звук скрипки.
– Впечатление такое, что скрипка где-то здесь, рядом.
– Так, а теперь закройте глаза и слушайте.
Я закрыл глаза и углубился в музыку. Возникло ощущение, что я сижу и слушаю скрипку в небольшой комнате. Вдруг ее стены стали раздвигаться, и я оказался в просторном концертном зале. По звуку скрипки я определил, что сцена находится где-то впереди меня. Затем мне показалось, что я перемещаюсь к сцене, и вот я оказался сзади скрипки. Потом по каким-то неуловимым изменениям звука скрипки мне показалось, что изменилось покрытие стен — звукоотражающая кирпичная кладка укрылась за гасящим звук покрытием.
С удивлением я открыл глаза. Никакого концертного зала! Я сидел в салоне автомобиля. За окном мелькали придорожные строения. Холмс одной рукой крути; баранку, а другой подкручивал какие-то небольшие ручки.
– Мистер Холмс! У меня возникли удивительные галлюцинации. Как будто сижу не в автомобиле, а в просторном концертном зале.
– Да, Ватсон! Это управляемые галлюцинации! Их создает электронный имитатор акустических условий среды. Вот здесь три ручки — три регулятора. Верхняя ручка определяет ваше местонахождение, "помещая" вас либо перед воображаемой сценой, либо на некотором расстоянии от нее по направлению к задней стенке Средняя ручка как бы регулирует размеры помещения — от маленькой комнаты до большого концертного зала. Ну, а нижняя ручка как бы изменяет материал стен, т.е. регулирует коэффициент отражения.
– Как я понял, этот имитатор "знает" законы отражения звука?
– Совершенно верно. Чтобы получить такие иллюзии, необходимо знать законы отражения звука от различных поверхностей.
– И эта чудесная музыка, мистер Холмс, с такой стереосистемой и с таким имитатором приобретает совершенно новые оттенки. Затылком я даже ощущаю направление, откуда приходит этот божественный звук.
– Да, Ватсон. Эффект присутствия создается стереосистемой. По своему совершенству она достойна этой прекрасной музыки. Помните, что говорил Дарвин о музыке? Он утверждал, что человечество научилось создавать музыку и наслаждаться ею гораздо раньше, чем обрело способность говорить. Быть может, оттого-то нас так глубоко волнует музыка. В наших душах сохранилась смутная память о тех туманных веках, когда мир переживал свое раннее детство.
– Смелая теория, — заметил я.
– Все теории, объясняющие явления природы, должны быть смелы, как и сама природа, — ответил Холмс.
Мы продолжали ехать... нет, это слово не подходит, не ехать, а перемещаться в пространстве. Отличная дорога, мягкая подвеска, уютный салон, удобные сиденья, 20
Комфортная температура, чистое музыкальное звучание. Могли ли мы с Холмсом мечтать о таком блаженстве, трясясь сто лет назад в кебе по булыжным мостовым?! Но меня все-таки не покидала тревога. Ведь автомобиль — очень сложная система. Что мы будем делать, если, не дай бог, выйдет из строя двигатель?
– Мистер Холмс! Что же мы будем делать, если, не дай бог, выйдет из строя двигатель? Я не вижу вокруг ни одной лошади, в которую мы могли бы впрячь наш автомобиль в случае поломки?
– Ватсон! Микрокомпьютер следит за работой каждого цилиндра и в случае необходимости вмешивается в регулировку зажигания и качества смеси. Причем регулировка осуществляется отдельно для каждого из цилиндров. Это значительно повышает надежность его работы и снижает износ двигателя.
– Мистер Холмс, мне казалось, что компьютер — это что-то необыкновенно сложное, а потому хрупкое и ненадежное. И вдруг компьютер прикручивают болтами... да? болтами?
– Болтами, правильно.
– Прикручивают болтами к двигателю!
– В нашей машине еще относительно нормальные условия. А вот те условия, в которых работают компьютеры, управляющие двигателями гоночной автомашины, и мне кажутся кошмарными. Представьте, влажность 98 %, вибрация с частотой от 5 до 2000 Гц, ударные нагрузки до 7 g, электромагнитные импульсы почти мегаваттной мощности, да еще пары кипящих жидкостей. И, однако, компьютеры работают. Специсполнение!
– А если вдруг спустит колесо?
– Не страшно! На этот случай у меня в автомобиле имеется бортовая система контроля давления в шинах. Как она работает? На каждом колесе имеются модули, содержащие герметически уплотненные датчик давления и радиопередатчик. Миниатюрный пьезогенератор передатчика преобразует механическую энергию вращающегося колеса в электрическую, зажигая предупреждающий сигнал на панели приборов, когда давление в какой-либо шине падает ниже нормы. Так что я успею благополучно затормозить.
– Хорошо, мистер Холмс, пусть так. Но скорость, эта бешеная скорость! Мелькают дома, люди, встречные автомобили! Я ничего не успеваю разглядеть. Как вы можете так быстро ехать? Вот мы несемся за этим красным автомобилем, а если водитель вдруг вздумает внезапно затормозить? Я сейчас прикинул: если допустить, что у вас нормальная реакция водителя — 1,5 с, то при нашей скорости в 130 км/ч мы еще проедем 54 м. А тот автомобиль едет впереди нас где-то в 20 м. Мне страшно подумать, мистер Холмс, что с нами будет! Мы ведь разобьемся в лепешку!
– Спокойно, Ватсон, Без паники, у нас есть радар.
– Какой радар?
– Радар, Ватсон, великое изобретение человечества. Он измеряет расстояние до идущего впереди нас автомобиля. Кстати, это кажется "Мерседес-Бенц-260СЕ". Так вот, измеренное радаром расстояние вводится в компьютер. Компьютер, исходя из массы нашего автомобиля (с моей и вашей нагрузкой), скорости нашего движения, погоды (состояния дорожного покрытия), вычисляет наш тормозной путь для случая экстренного торможения и сравнивает его с расстоянием до этого красного "Мерседеса". Кстати, Ватсон, по поводу реакции водителя. Вы, видимо, забыли, что я занимался боксом и обладаю прекрасной реакцией — она у меня меньше 0,8 с. Если вычисленный компьютером тормозной путь окажется большим, то он даст мне об этом знать звуковым или оптическим сигналом. Тогда-то я и сбавлю скорость. Более того, если я не приторможу, то компьютер сам притормозит автомобиль.
– Значит, благодаря радару уменьшится количество самоубийств.
– Не понял, Ватсон. Почему уменьшится?
– Ну как же. Если человек, решивший покончить с собой, разгонит свой автомобиль и направит его на бетонную стену, то радар не допустит столкновения и вовремя затормозит.
– Совершенно верно! А я об этом и не подумал. Хорошо, идем дальше. Так вот, полиция с помощью своих радаров также следит за безопасностью на автострадах, измеряя скорость автомобилей. Если зазеваешься и превысишь дозволенную скорость, они тут как тут. Плати штраф! Но я об их присутствии узнаю за версту.
– Как узнаете?!
– А вот погодите немного, я вам продемонстрирую. Наверняка они где-нибудь здесь на шоссе.
Мы продолжали мчаться со скоростью 130 км/ч, на 40 км/ч превышая дозволенную скорость. Я никогда не любил нарушать закон, тем более, если это связано с большим штрафом. Но Холмса, видимо, захватил азарт. И дался ему этот "Мерседес"! Вдруг я услышал тихое попискивание.
– Легки на помине.
– Кто? Полицейские? Но я их не вижу!
– Это естественно. Я же сказал, что чувствую их за версту. Сейчас мы их проедем.
Холмс отпустил педаль газа и поехал с разрешенной скоростью. Возникло впечатление будто мы плетемся на старой кляче. "Мерседес" стал быстро удаляться от нас Вдруг на шоссе появился полицейский и сделал ему знак остановиться. "Мерседес" затормозил, а мы, обойдя его, поехали дальше. Да, водителя ожидал неприятный разговор с полицейским.
– Ну что, Ватсон, убедились?
– Но как, мистер Холмс, как вы узнали, что они здесь прячутся? Интуиция?
– Не только интуиция. Есть умельцы, которые изготавливают детекторы. Эти детекторы, установленные в автомобиле, улавливают даже слабый импульс полицейского радара, причем улавливают его за 1,5 км. Дальность действия моего радара в четыре раза превышает диапазон чувствительности полицейских радаров.
– Так что, этот радар подпольный?
– Нет, он легальный. Насколько я знаю, в США в 1980 году эксплуатировалось 3,2 миллиона противорадарных детекторов на частных машинах и лишь ПО тысяч полицейских радаров. На дорогах идет "невидимая война".
– Она мне чем-то напоминает войну противолодочных кораблей с подводными лодками. Там тоже используются активные и пассивные методы обнаружения. И кто же победит в этой войне?
– Я думаю, как это ни печально, что здесь полиция проиграет. Да, Ватсон, нам бы не проглядеть указатель на Бристоль.
– Хорошо, я буду следить. Вы правы, мистер Холмс, электроника в автомобиле — это чудо. Меня просто поражают возможности компьютера.
– Ватсон! Я вам не рассказал еще и половину его возможностей. Наберитесь терпения.
– О, Бристоль!
– Хорошо, всего 20 км до Бристоля. Как бы нам в нем не заблудиться. Вы бывали здесь раньше, Ватсон?
– Нет, мистер Холмс, не приходилось.
– Я так и думал. Смотрите на дисплей. Сейчас вы увидите карту Бристоля. — Вы взяли с собой карту города?
– Взял, но не то, что вы имеете в виду. Я взял компактный видеодиск с названием "Бристоль", на котором записано в цифровом виде точное изображение плана городя.
Сейчас я включу навигационную систему "навигатор". Теперь вставлю видеодиск 4 считывающее устройство. Видите, на дисплее появляется изображение плана Бристоля. Эта светящаяся точка на одной из улиц — наша машина. Другая - мигающая точка — является для нас ориентиром. Стоит мне нажать на клавише масштаба изображения, как мы увидим план даже небольшого переулка, если мы туда, например, заблудившись, въедем. Скоро будут продаваться такие информационные диски с планами крупных городов с населением больше 100 тысяч человек. Хотя, скажу вам честно, эта система пока дорогая. Я за нее заплатил 6 тысяч долларов.
– О!!!
– Но поверьте мне, Ватсон, система стоит того! Мне часто приходится ездить по делам в разные города, и "навигатор" экономит массу времени: не надо останавливаться, расспрашивать прохожих, либо, разложив на капоте карту, пытаться по ней сориентироваться. Днем трудно, а уж ночью?!
– А откуда в компьютере сведения о нашем местонахождении?
– Идея проста. На ободах колес закреплены датчики. С их помощью измеряют расстояние, пройденное автомобилем. На крыше автомобиля закреплен компас, а точнее, магнитный датчик, задающий отклонение направления движения от направления на север. Получая данные от датчиков, компьютер вычисляет текущее положение автомобиля. Сейчас более распространены системы навигации без дисплея. Они намного дешевле.
– А как же без дисплея можно сориентироваться?
– Очень просто. Вначале нужно ввести в компьютер координаты пункта назначения. Компьютер вычисляет положение автомобиля по отношению к конечному пункту и кратчайшее расстояние до него. Эти вычисления проводятся четыре раза в секунду. Результаты расчетов выводятся на индикатор на жидких кристаллах. Направление движения задается в виде стрелки, принимающей одно из 16 фиксированных положений на круговой шкале. Куда указывает стрелка, туда и сворачивать. Расстояние до пункта назначения отображается трехзначным числом. Когда до пункта назначения остается менее 3% пути, включаются звуковой и световой сигналы.
– А почему именно 3 %?
– Это величина точности навигации. Так, если конечный пункт удален от нас на 5 км, то система выведет нас на него с точностью 150 м.
– Хорошо! А как же ввести координаты пункта назначения? Где я узнаю широту и долготу, например, вашего дома — Бейкер-стрит, 221б?
– Для этого к системе навигации, которая работает без дисплея, прилагается вроде бы обычная карта, например карта Лондона. Ее необычность в том, что по краям нанесены метки штрихового кода, соответствующие широтам и долготам. Перед поездкой мне достаточно с помощью специальной ручки считать координаты начального и конечного пунктов на карте. А дальнейшие расчеты — это дело компьютера.
– Но это не так-то просто, согласитесь Холмс. Найти на карте два объекта, считать их координаты — для этого требуется и соображение, и внимание.
– Да, Ватсон, согласен с вами. Поэтому и родилась идея - наносить координаты адреса на визитную карточку в виде штрихового кода. Тогда все становится предельно просто. Если вы едете в гости, то берете свою визитку и считываете с нее координаты пункта отправления, а затем берете визитку пригласившего вас и считываете с нее координаты пункта назначения. Такой вариант ввода информации вам нравится?
– Да, красивая идея! Визитка со штриховым кодом! Замечательно!
– Кроме того, что я вам рассказал, сейчас интенсивно развивается спутниковая Радионавигационная система. В ее составе 18 спутников. Она, правда, дороже, но зато обеспечивает точность ± 50 м.
– Но ведь для приема со спутников требуется параболическая антенна! Что же, ее прикреплять на крышу автомобиля?!
– Нет, параболическая антенна нужна для приема телевизионных сигналов. Здесь же прием ведется на радиоприемник, который по своим размерам не отличается от обычного автомобильного приемника.
– Поразительно!
– Но кроме навигационных функций описанные системы имеют еще и другое назначение — чисто коммерческое. Вот возьмем обычный механический спидометр — измеритель пройденного пути. Есть умельцы, которые со счетчика спидометра до нельзя заезженного автомобиля скручивают показания и продают автомобиль-развалюху почти как новый. У меня же стоит электронный счетчик пройденного пути. Его показания невозможно сбросить. Если же кто-то попытается прокрутить его вперед на ноль, а затем добрать, сколько нужно, то и это не получится. Когда во всех разрядах счетчика окажутся единицы, он вообще перестанет на что- либо реагировать. Хитро?
– Я смотрю, интеллектуальный потенциал человечества используется не столько на борьбу с природой, сколько на борьбу с человеческой хитростью.
– Да, везде идет столкновение и борьба человеческих интересов. Но слушайте дальше, Ватсон. Сейчас появляются навигационные системы, которые дают еще и такую информацию - является ли данная линия обычной улицей, трассой ограниченным въездом, подъездным путем или каким-либо другим элементом на карте, таким как железная дорога, река или граничная линия. Для улиц можно также вывести номера домов с каждой стороны улицы, информацию о допустимой скорости движения, расположении конечных точек и почтовом индексе на каждой стороне улицы. Система поиска позволяет легко найти любую улицу и составить список перекрестков любых двух улиц...
– Мистер Холмс, извините, что перебиваю вас, а вы знакомы с картами-песнями?
– Карта-песня? Впервые слышу. Расскажите.
– В Австралии аборигены фиксируют геометрические сведения: места ночлегом горы, скалы, водоемы, тропы и тому подобное в виде песен. Мне рассказывали такой случай. Однажды машина путешественников-европейцев сломалась в одной из цен трально-австралийских пустынь. Проводник-абориген успокоил своих путешественников, сказав им, что хотя он никогда раньше не бывал в этой местности, но он знает "ее песню". И вот, запев эту песню, проводник, следуя ее указаниям, вывел всех к источнику.
– Забавно! Интересно, сколько таких карт можно выучить? Что ж, после ваши карт-песен мне, видимо, следует рассказать о недостатках электронных карт. Так вот, качество изображения у большинства из имеющихся дисплеев ниже, чем у реальных карт. На многих изготовленных типографским способом картах дорог отношение ширины самого маленького знака к ширине карты составляет примерно 1:1000, в то время как даже на самом качественном дисплее отношение ширины самой малой буквы к ширине экрана обычно не ниже чем 1:125. Более того, большинство печатающих устройств, работающих с компьютером, могут печатать только в горизонтальном направлении; лишь некоторые устройства могут печатать и в вертикальном направлении, но почти ни одно устройство не может печатать "под углом". Вследствие этого многие названия на картах, получаемых путем обработки; цифровой информации, приходится опускать.
– А как же система заранее знает, что мне нужно?
– Чтобы определить, какие надписи можно исключить, программа использует информацию о размерах надписей и степени важности улиц. Я думаю, и вы со мной согласитесь, что чем длиннее улица, тем более важное место она занимает в транспортном движении. Это подтверждается на практике. Информация об относительной важности улиц используется и при получении фрагментов карт с тем, чтобы большие районы можно было воспроизводить без лишних деталей, а также при вычерчивании трасс, которые пересекают только магистральные дороги. Для ускорения обработки удобно сделать допущение, что каждая улица проходит в прямом направлении между перекрестками, которые сохраняются при изготовлении фрагментов. Вот немного о навигационных системах.
– Видимо, скоро компьютер будет сам прокладывать путь?
– Вы правы, Ватсон. Уже есть системы, которые находят кратчайший по времени и кратчайший по расстоянию путь к цели.
– А разве это не одно и то же?
– Нет, конечно. Качество дорог, ограничения скорости. На основании информации о среднем времени проезда по каждой улице, записанной в памяти компьютера, программа определяет маршрут, минимальный по времени. Ну, а минимальный по расстоянию маршрут...
– Это я понимаю.
– Кстати, пора звонить инспектору Лестрейду. Надо его предупредить, что мы через двадцать минут будем у него.
– Но, мистер Холмс, я не вижу на дороге ни одной телефонной будки.
– Ватсон! Какая ерунда! В автомобиле есть радиотелефон и, не выходя из машины, можно связаться с любым абонентом не только Англии, но и земного шара.
Им уже никого не удивишь. Но я вас удивлю. Смотрите, вот телефон шведской фирмы Эриксон.
– А где же наборный диск или хотя бы кнопочный набиратель?
– Ага, удивил! Его нет!
– Но как же вы набираете номер?
– Голосом! Речевое управление! Вместо наборного диска микрофон! Видите вот эту пуговичку — это и есть направленный микрофон. Он соединен с микрокомпьютером.
– Опять компьютер?
– Да, Ватсон! Компьютер вездесущ! Итак, я отдаю команды в микрофон, и компьютер либо набирает номер требуемого абонента, либо, если я не помню номера, ищет его в своей памяти, а уж потом набирает. Вы помните номер телефона инспектора Лестрейда?
– Нет, Холмс, у меня слабая память на цифры.
– Не унывайте, я тоже не помню его номера. Если номера хранить в записной книжке, то придется останавливать автомобиль, включать свет. Поэтому все нужные мне телефонные номера я ввел в память компьютера. А вообще-то можно ввести до 2500 номеров (имен). Теперь мне достаточно медленно и членораздельно произнести в микрофон:
Я ХОТЕЛ БЫ СОЕДИНИТЬСЯ С ИНСПЕКТОРОМ ЛЕСТРЕЙДОМ.
– Вот, видите, на дисплее появился номер телефона инспектора. Так, теперь даю следующую команду:
НАБРАТЬ НОМЕР. Ждем. Гудок. Есть. — Мистер Лестрейд?...
– Добрый вечер. Звонит Холмс. Мы с Ватсоном в Бристоле. Через двадцать минут будем у вас. О, кей. — Сейчас он сварит нам по чашечке кофе.
– И все-таки, мистер Холмс, телефон с наборным диском или с кнопочным Управлением выглядит как-то надежнее.
– Ватсон! А безопасность, о которой вы только что говорили?! Вы обратили внимание, что во время набора телефонного номера я не снимал руки с руля и все время смотрел на дорогу!
– Нет, мистер Холмс, я об этом и не подумал. Вы правы!
– Все для повышения безопасности движения! — Вот девиз электроники в автомобиле. Хотя, конечно, в омнибусе или кебе ездить было все-таки безопасней. Ведь каждый год на дорогах США погибает 52 тысячи человек. Примерно 84% всех ДТП, связанных со столкновениями автомобилей, возникают по вине водителя. Поэтому так важна разработка систем раннего предупреждения. Ведь даже полусекундное опережение реакции водителя может предотвратить до 60% всех наездов задней машины на впереди идущую. И здесь мне понравилась такая простая и дешевая идея — обеспечить радиосвязь между автомобилями, которым грозит столкновение, и следующими за ними.
– Чтобы шофер мог предупредить сзади идущих?
– Но если случилась авария, кто будет думать о предупреждении?! Нет. Вам приходилось, наверное, видеть по телевизору, как столкновение двух автомобилей в тумане на скоростной дороге приводило к столкновениям и пожарам десяткой следующих за ними автомобилей. Поэтому когда два автомобиля подобным образом столкнутся, то у них включатся радиопередатчики, а у следом идущих автомобилей включится световой или звуковой аварийный сигнал. Значит, нужно не зевать и тормозить.
– А какой сигнал эффективнее — световой или звуковой?
– Из инженерной психологии известно, что время реакции на звук в среднем 0,12 — 0,18 с, а на свет 0,15 — 0,33 с. Причем, время реакции зависит и от интенсивности сигнала. За счет увеличения интенсивности сигнала время реакции на него может уменьшиться в 4 раза и более!
– То есть если сейчас в динамиках возникнет крик "А-а-а-а-а!!!", то ваша реакция будет практически мгновенной?
– Конечно! Но иногда слишком быстро тормозить не менее опасно. Машина может пойти юзом.
– Согласен. Правда, я не понял, почему время реакции водителя — 1,5 с, в тоже время как по данным инженерной психологии оно на порядок меньше?
– Одно дело нажимать ногой на педаль тормоза, а другое дело нажимать пальцем на кнопку, имеющую к тому же минимальный холостой ход!
Пораженный всем увиденным и услышанным, я глубоко задумался. С какой поразительной скоростью развивается наука и техника. Все, что казалось фантастикой вчера, сегодня становится обыденной реальностью. А завтра? Что будет завтра?... Кстати, о завтра. Ведь на завтра у меня было намечено множество мероприятий: кого-то нужно поздравить и что-то купить. Чтобы не забыть, я все записал в записную книжку. Но где же она? Я методично проверил все мои карманы. Увы!
– Мистер Холмс! Моя записная книжка! Я, видимо, забыл ее у вас, когда звонил по телефону.
– Не пропадет! Послезавтра получите!
– Но Холмс! У меня там записан план срочных мероприятий на завтра. Вы я представляете, что будет, если я забуду поздравить какую-нибудь из моих тетушек. Извините, но я вынужден вернуться назад.
– Ватсон! Нет проблем! Сейчас я позвоню домой. — Говорит в микрофон: НАБРАТЬ НОМЕР... — Алло, Билли?
– Да, сэр.
– Там на телефонном столике не лежит случайно записная книжка?
– Да, сэр! Лежит.
– Прекрасно! Доктор Ватсон оставил ее по забывчивости. Вот что, Билли.
– Слушаю, сэр.
– Передай мне всю ее по факсу.
– Слушаюсь, сэр!
– Что за факс, Холмс?
– Факс? Точнее, телефакс. Слово произошло от греческого "теле" — далеко и латинского Fac simile — делай подобное. Вот этот ящичек. Сейчас из него вылезет факсимильная копия вашей записной книжки.
– Но как это возможно?
– Идея проста. Листок вашей записной книжки Билли прикладывает к считывающему устройству. Мощная лампа освещает этот листок. Свет, отраженный от бумаги, воспринимается считывающей головкой, содержащей 1728 светочувствительных элементов. Они располагаются вдоль строки. Причем на 1 м приходится 8 светочувствительных элементов! Лист стандартного формата 216x297 мм разбивается более чем на 100 строк.
Шаг разбиения может быть разным: для "обычной" передачи — 3,85 линий/мм (при этом на передачу 1 страницы уходит 20 с), для качественной передачи — 7,7 линий/мм и для суперкачественной — 15,4 линий/мм. Чем выше качество передаваемого изображения, тем, естественно, дольше длится сеанс передачи.
Микропроцессор последовательно опрашивает светочувствительные элементы и решает, к чему ближе каждый элемент — к светлому или темному, и кодирует его соответственно как 0 или 1. Эти сигналы передаются по телефонному кабелю на АТС, а оттуда радиосигналы поступают на наш радиотелефон. В месте приема, т.е. на нашем телефаксе, приходит в движение вот этот рулон термочувствительной бумаги.
Бумага движется мимо специальной пишущей головки, состоящей из миниатюрных иголочек, число которых точно соответствует числу элементов, на которое разбивается каждая строка изображения.
– Если я правильно понял, их должно быть 1728?
– Совершенно верно, Ватсон, 1728 тонких иголочек. В соответствии с передаваемой информацией некоторые из иголочек на мгновение нагреваются и на термобумаге формируются черные точки по всей строке. Затем бумага протягивается на один шаг и цикл повторяется. В конце сеанса мы получаем точную копию листа вашей записной книжки. Вот, взгляните.
– Да, моя рука! Но почему текст вверх ногами?
– Это все щепетильность моего Билли. Чтобы нечаянно не прочесть записи в вашей книжке, он ее перевернул вверх ногами и в таком виде стал передавать по факсу.
– Какой такт! Какая культура! Мистер Холмс, мне Билли нравится все больше.
– Чья школа, Ватсон?! Так, а теперь перевернем листки. Пожалуйста.
– Прекрасно! Видны даже мелкие завитушки на буквах "р" и "к".
– Завитушки, Ватсон! Смотрите глубже! С помощью факса можно передавать текст на любом языке, в том числе и на арабском и китайском! Так же можно передать и нотную запись, любые рисунки, чертежи, схемы, отпечатки пальцев и фотографии преступников, текст приказов и распоряжений со всеми резолюциями и подписями!
– Холмс! Нет слов! У меня голова идет кругом. Столько нового!
– Да, Ватсон! Человеческая мысль не дремлет. Хотя, что и говорить, такой стремительности ее развития и я не мог предположить. Отложите свои медицинские журналы. Начните с научно-популярных книг по информатике.
– Мистер Холмс! Смотрите, из факса вылезает еще какая-то бумага.
– Что за мистика?! Ведь Билли уже передал всю вашу записную книжку. Что же это такое? Черт возьми! Это же реклама зубного порошка! Ну что за бандиты! Экономят свою бумагу, а мой (!) телефакс на моей (!) бумаге печатает их (!) рекламу. Вот так — "Мой дом — моя крепость"!? Никаких коммивояжеров я не пускаю на порог моего дома, так они ухитрились проникнуть через телефакс!
Я был потрясен. Проникнуть в чужой дом, включить там печатающее устройство, отпечатать какую-то рекламу и при этом не взломать ни дверей, ни окон! Проникнуть в чужой дом, не выходя из своего! Вот она оборотная сторона Цивилизации. В наше время до такого никто не мог додуматься. Здесь даже спасует человек-невидимка". Как же защититься? А сколько понадобится времени юристам, чтобы подготовить на этот случай статью уголовного кодекса?... Мои невеселые Раздумья прервал голос Холмса.
– Ну, вот мы и приехали. Теперь остается только найти место для парковки. Все забито! В городе столько автомобилей, что уже нет свободной земли.
– А вот у того здания я заметил одно свободное место.
– О, Ватсон, я всегда ценил вашу наблюдательность. Кстати, вас, наверное, удивит, что разметка этой площадки под парковку выполнена с помощью компьютера. У меня даже сохранилась распечатка.
– Вы хотите сказать, что благодаря компьютеру не нужно вручную вычерчивать десятки вариантов в поисках наилучшего?
– Совершенно верно. Чертить и перечерчивать уже не надо. Но задача стоящая перед проектировщиком, достаточно противоречива. С одной стороны, необходимо как можно больше разместить автомобилей на этой площадке, а с другой стороны нужно обеспечить безопасность въезда и выезда. I программе ПАРКОВКА имеются значения таких стандартов как минимальная ширина прохода, углы парковки и типы операций при парковке, подпрограммы вычерчивания траекторий автомобиля при выполнении поворотов, различные варианты парковки, подпрограммы вычерчивания прямых и кривых линий, выполнение текстов, подпрограммы стирания вспомогательных линий при выводе результатов проектирования на принтер. И чем больше программа помнит и умеет, тем приятнее с ней работать. Это как манипулирования блоками высокой размерности.
Холмс припарковал автомобиль на свободное место у стены здания, взял кейс, мы поднялись по лестнице к инспектору Лестрейду.
– Добрый вечер, инспектор!
– Рад вас здесь видеть, мистер Холмс! Добрый вечер, доктор Ватсон. Прошу вас к столу. Не откажетесь от чашечки кофе? Бразильский. Только что сварил.
– Какой аромат! Спасибо инспектор, мы не откажемся.
– Итак, мистер Холмс, я просил вас помочь в расследовании на первый взгляд простой автодорожной катастрофы, но не исключено, что она имеет "двойное дна". Вчера между четырьмя и пятью часами утра недалеко от Бристоля на шоссе бы обнаружен разбитый автомобиль. Водитель погиб. Смерть наступила в результат травмы черепа. Вообще-то это место на шоссе довольно опасное — крутой спуск поворотом. Легче всего допустить, что в такую рань водитель мог уснуть и не справившись с управлением, врезался в осветительный столб. Но, с другой стороны мистер Холмс, ведь эта катастрофа могла быть и прикрытием для убийства. Убийца ударив чем-нибудь тяжелым по голове водителя, мог столкнуть машину под уклон. Здесь спуск крутой и протяженный, так что машину могло разогнать до приличной скорости.
– Кстати, недавно в прессе писали о некоем Эдуарде Граммаре, который, мечта об идеальном преступлении, проломил своей жене череп и труп посадил за руль автомобиля. Два полицейских издали видели, как большой синий "Крейслер", подаренный Граммаром его жене, с шальной скоростью съезжал под гору. Он задел стол вознесся по насыпи и опрокинулся. Колеса все еще тихо вертелись на солнцепек когда патрульщики вытащили тело женщины. Сначала им показалось, что она погибла вследствие обыкновенного крушения. Но ранения, вызвавшие ее смерть, 1 соответствовали очень легким повреждениям, которые потерпел автомобиль.
– Именно это я и боюсь упустить, мистер Холмс. Мы можем сейчас выехать 1 место происшествия и осмотреть все в деталях.
– У вас есть фотография места происшествия и заключение медицинского эксперта?
– Да, вот, пожалуйста, все к вашим услугам.
– Ватсон, что вы на это скажете?
– Насколько я могу судить по медицинскому заключению, у убитого сломана лобная кость. Было ли это результатом удара твердым предметом или это произошло после удара головой о приборный щиток, можно установить в следственном эксперименте. Существуют специальные стенды, на которых можно проводить опыты с ударными нагрузками по движущейся голове биоманекенов.
– Что за биоманекены?
– Да ничего особенного. Обычные трупы. На этих стендах можно менять ударные нагрузки и ударные наконечники. Так вот, моделирование черепно-мозговой травмы на биоманекенах позволяет установить посмертное развитие непрямых экспериментальных ушибов головного мозга в виде субарахноидальных кровоизлияний и кортикальных деструкций на базальных поверхностях лобных и области височных долей. При ударах черепа, не вызывающих повреждений основания черепа (сила 300-350 кг), непрямые экспериментальные ушибы имеют диффузный характер и четко определяются на нижней поверхности лобных долей. Хотя, должен сказать, что экспертиза транспортной травмы остается сложной и до конца не разработанной проблемой.
– Да, Ватсон, я раньше трупы в анатомичке колотил палкой, чтобы проверить, могут ли синяки появиться после смерти. Но сейчас-то другое время — время информатики. А вы никак не можете привыкнуть к тому, что вместо манипулирования телами и предметами, биоманекенами и трупами нужно перейти к манипулированию информацией. Вы поняли? Манипулированию информацией! Только информацией!
– Но как? Как ею манипулировать? Информация — это... как мертвые души. Вроде она и есть, а потрогать нельзя.
– Ее можно и увидеть, а если надо, то и потрогать! Чтобы манипулировать информацией, нужен компьютер.
– А где же мы его возьмем?
– Он здесь.
Шерлок Холмс взял кейс и поставил его на стол.
– Это же ваш кейс.
– Да, в закрытом виде — кейс, а стоит его открыть... как он превращается... в компьютер. Это портативный компьютер.
– Как компьютер? А где же дисплей, блок питания, наконец?
– Пожалуйста, смотрите, — Холмс раскрыл чемоданчик. Дисплей выполнен на жидких кристаллах. Приличная разрешающая способность — 640x400. Цветной?
Нет, пока фирма производит только черно-белые дисплеи. Но при этом в рекламных листках ищется, что обеспечивается 8-16 уровней шкалы серого. Не знаю как насчет 16, но 4 уровня реально!
– А питание?
– Питание от батарей. Хватает на 2 ч непрерывной работы.
– Такие компьютеры, наверное, очень медленно работают?
– Да нет! Микропроцессор 80С386 работает на частоте 12 МГц.
– Портативный компьютер! Никак не могу поверить! Наверное, он тяжелый?
– Попробуйте, подержите в руке. Чувствуете, масса — всего 1,8 кг!
– А зачем вы берете компьютер с собой? Элемент престижа?
– Ватсон! Вы же прекрасно знаете, что для меня главное только работа! Вот кабель. С его помощью я подсоединяюсь к телефонной розетке, которая одновременно является и информационной розеткой. Через нее я могу получить из компьютера Скотленд-Ярда информацию о преступлениях, совершенных в Лондоне или любом другом городе, получить информацию о судимостях любого подозреваемого, передать для идентификации отпечатки пальцев или фотографии подозреваемых. Это еще не полный список информационных возможностей, предоставляемых компьютером через вычислительную сеть. С его помощью я могу быстро проимитировать любые события. Вернемся к нашему случаю. Программ, моделирующих неуправляемое движение человека под воздействием различных факторов, тьма. В них тело обычно представляется как конструкция, состоящая из жестких сегментов: голень бедро, нижняя и верхняя часть туловища, плечо и предплечье, шея и голова. Кроме того, каждому элементу ставится в соответствие его масса, центр тяжести, моменты инерции по различным осям.
Сегменты, которыми описывается тело в программе, соединяются наподобие шарового шарнира или штифта — с нелинейной жесткостью кручения и с добавлением свойств демпфирования. Вся эта сборка затем подвергается симулированию — имитации воздействия внешних сил (ускорения либо торможения), которые возникают при автомобильной или любой другой катастрофе. Динамические уравнения движения вводятся в программу в числовом виде. Пользователь наблюдает силы реакции, которые возникают, например, от ремня безопасности, а также положение каждого сегмента тела в различные интервалы времени после начала столкновения, выражаемое через координаты соединений (суставов). Есть двухмерные и более сложные, трехмерные, модели тела. Для наблюдения за автомобильной аварией лучше всего подходят двухмерные модели. Вот на этой дискете у меня записана программа лобового столкновения автомобиля. Нам нужно ввести характеристики потерпевшего. Давайте прикинем массу, рост, размеры отдельных частей тела.
Здесь пригодились мое знание анатомий человека и большой практический опыт. После наших прикидочных оценок Холмс запустил свою программу. Он начал исследовать случай, когда водитель был плотно пристегнут ремнем безопасности.
На экране дисплея высветился череп. Он торжественно восседал на шейных позвонках и бесстрастно смотрел вперед, где ему предстояло столкнуться с жесткой преградой. В соответствии с компьютерной программой он несся вперед, но для нас, наблюдателей, он был неподвижен. Холмс указал нам на правый верхний угол экрана, должно было высветиться время, отсчитываемое от начала аварии. Ноль секунд! Столкновение! Итак, мы, свидетели ДТП, затаив дыхание, внимательно следим за развитием аварии. Вот какая-то неведомая сила пригнула череп вниз к груди, так что шейные позвонки изогнулись в виде большой пружины. Холмс зафиксировал дисплейный кадр на 100-й миллисекунде после столкновения. Здесь Холмс показал нам, что повреждения лобовой области черепа исключены, так как череп ни с чем не может соприкоснуться.
Мы следили за продолжением развития аварии. После полной остановки автомобиля натянутый ремень безопасности отбросил череп резко назад. Я представил себе, как голова водителя вот таким же образом ударится о подголовник сиденья. Но этот удар не смертелен. Затем Холмс промоделировал ситуацию, когда ремень безопасности был немного ослаблен, не прилегал плотно к телу водителя (по наивности или неведению это порой считают условием комфорта). Моделирование показало, что при скорости автомобиля 50 км/ч через 30 мс после удара тело сдвигается по сидению на 8 см, а скорость его остается практически той же, что и в момент удара, хотя у автомобиля она уже упала до 34 км/час. Лишь через 80 мс тело будет зафиксировано силой натяжения ремня, а голова, двигаясь с начальной скоростью и прежней энергией, вероятнее всего, встретит на пути рулевое колесо. Выявилось, что при столкновении возможны такие ситуации, когда тело, удерживаемое силой натяжения ремня, испытывает огромное отрицательное ускорение — до 40 g!
Далее Холмс "отстегнул" ремень безопасности, то есть снял в программе ограничения на движение тела в салоне автомобиля и нарисовал на дисплее контур приборного щитка. Мы наблюдали траекторию движения тела водителя в салоне при различных начальных значениях скорости автомобиля. Холмс самым внимательным образом изучал поверхности соприкосновения черепа и приборного щитка. Он "замораживал" отдельные кадры на дисплее, изменял скорость "оживления" аварии. Можно сказать, что перед нашими глазами прошли десятки автомобильных катастроф — от самых простых, при скорости 20 км/ч, до тяжелых, при скорости 100 км/ч и более.
Исследование Холмса поражало своей скрупулезностью и широким охватом различных факторов, влияющих на результат аварии.
– Ну, что же, — удовлетворенно сказал Холмс инспектору, — на нашей модели лобового столкновения мы проиграли различные ситуации. Могу вас успокоить, Лестрейд, это обычное дорожно-транспортное происшествие. Водитель пренебрег ремнем безопасности, после продолжительной езды уснул за рулем и на скорости 110 км/ч врезался в осветительный столб. Случай достаточно частый. По моим наблюдениям каждый третий из погибших в автокатастрофах лишается жизни лишь потому, что наотрез отказывается пристегнуться. Наш труп и есть тот самый третий.
Мы с Лестрейдом молчали, затем, охваченные внезапным порывом, начали аплодировать, как аплодируют в театре удачной развязке драмы. Бледные щеки Холмса порозовели, и он поклонился нам, как кланяется драматург, вызванный на сцену Рукоплесканиями зрителей. В такие минуты Холмс переставал быть только машиной для решения логических задач, он проявлял чисто человеческое чувство — любовь к аплодисментам и похвалам. Его гордую, сдержанную натуру до глубины души тронуло восхищение и признание друзей.
– Да, джентльмены, — продолжал он, — компьютер позволил нам смоделировать ход развития аварии, которую ввиду ее кратковременности невозможно разглядеть в обычных условиях. Моделирование позволяет нам видеть не только то, что было, но и то, что будет.
– Много раз убеждался я в ваших необычных способностях, мистер Холмс, — торжественно сказал Лестрейд, — но такого мастерства мне еще встречать не приходилось. Мы в Скотленд-Ярде не завидуем вам. Нет, сэр. Мы вами гордимся. И если вы завтра придете туда, все, начиная от самого опытного инспектора и кончая юнцом констеблем, с радостью пожмут вашу руку.
– Спасибо! — сказал Холмс. — Спасибо! — повторил он и отвернулся. И мне показалось, что он растроган, как никогда раньше. Секунду спустя перед нами опять был холодный и трезвый мыслитель.
Мы распрощались с инспектором. После такой напряженной работы хотелось перейти на неторопливую беседу.
– Да, мистер Холмс, нашему покойнику не повезло с автомобилем. Если бы с сел за руль одного из таких автомобилей как "Мерседес 260Е", "Волво 700", БМВ 5-серии, тогда нам не пришлось бы ехать в Бристоль.
– Ватсон, откуда у вас такая информация?
– Да вот взял полистать этот иллюстрированный журнал с заднего сиденья вашего автомобиля и нашел рекомендации одного врача. Ему во время врачебной практики пришлось извлечь немало осколков стекла из человеческих лиц. Тогда-то он и вычислил, какие автомобили безопасны, а какие — нет. Во многих моделях автомобилей причиной наиболее частых травм лица, зубов, верхней и нижней челюстей является верхняя часть рулевого колеса. Если взять в качестве аналога циферблат часов, то это сектор между 10 и 2 часами. Надо бы делать рулевое колесо более упругим.
– Согласен. Кстати, по современным требованиям обеспечения безопасности каждая новая модель автомобиля должна проверяться в натурных испытаниях на столкновение со скоростью 56 км/ч. Но более дешевый метод — моделирована столкновений, о котором я только что говорил. При этом рассматриваются деформации корпуса автомобиля. Во многих имитационных моделях исследуются до I тысяч базовых, "стрессовых" точек автомобиля. Моделирование также приводится стандартной скорости автомобиля 56 км/ч. Вот посмотрите на пример подобного моделирования столкновения автомобиля. Эти изображения получены при использовании суперкомпьютера.
Я взглянул на четко вычерченные линии автомобиля. Вот он — целый до аварии, а вот помятый, уже после столкновения. Ну разве не волшебство?
Затем Холмс стал рассказывать о двух направлениях, по которым идет повышение безопасности автомобиля. Одно из них заключается в том, чтобы не допустить засыпания водителя и тем самым предупредить аварию. Многие фирмы сейчас разрабатывают индикаторы сна. Проблема необычайно актуальна. Ведь стоит заснуть, продолжал Холмс, — на своих рабочих местах не только водителям автотранспорт но и машинистам тепловозов, капитанам кораблей, летчикам, операторам атомных станций, вы представляете, что будет?!
– Апокалипсис!
– Верно! Второе направление. Если уже не удалось избежать аварии, то надо постараться сохранить жизнь водителю, т.е. сделать столкновение, если так можно выразиться, более комфортным. Для этого нужно успеть во время столкновения сунуть подушку между водителем и рулевым колесом. Технически эта идея реализуется следующим образом. При столкновении автомобиля с каким-либо препятствием датчик ускорения посылает сигнал, преобразуемый блоком управления электрический импульс для воспламенения 80 г твердого горючего в пиропатроне. При его сгорании выделяется газ, за 35 мс заполняющий 60-литровый мешок специальной синтетической ткани — нейлона, который уложен за травмобезопасной накладкой рулевого колеса.
– А если водитель курит сигарету или трубку?
– Лучше не курить!
– Хорошо! Лучше не курить, хотя все равно водители курить будут. Рассмотрим другой аспект. Вы представляете себе, мистер Холмс, какой хлопок возникает салоне автомобиля при срабатывании пиропатрона?! Пиропатрона! Я сразу вспоминаю Афганистан. От такого оглушительного хлопка водитель потеряет возможность предотвратить второй удар, да и могут повредиться барабанные перепонки.
– Верно! Видите, Ватсон, как хорошо посмотреть на одну и ту же проблему с разных точек зрения. Меня увлекло техническое решение проблемы, а вы как врач со своим скептическим отношением к технике стоите на страже здоровья водителя и пассажира. Ну что ж, будем думать!
Обратно в Лондон мы поехали так рано, что я не знал, что это — поздняя ночь или ранее утро. Холмс решил заехать в Оксфорд, чтобы передать в редакцию свою научную работу о классификации табачного пепла. Было пасмурно и прохладно, разговаривать не хотелось, и я уютно устроился на заднем сидении, закутавшись в плед. Холмс опять гнал как сумасшедший, но я так устал, что мне было все безразлично.
Немного задремав, я мысленно увидел, как все те обширные сведения из области автомобильной электроники, которые я узнал от Холмса во время нашей поездки в Бристоль, вдруг уложились в четкую систему. Кажется, это называется инсайт — озарение. В голове возникла схема, на которой вся электроника, напичканная в нашем автомобиле, уложилась в четыре функциональные группы: обеспечение безопасности езды, повышение комфортности поездки, управление двигателем, навигация.
Прекрасно! Значит, чтобы усвоить новый материал, нужен сон. Очевидно, и ночью во время сна мозг ведет неустанную работу по систематизации нового материала.
Впереди показался мост, мы подъезжали к Темзе. Я увидел объявление, что проезд через мост платный. Холмс поехал немного медленней, но все-таки намного быстрей, чем следовало. Ведь предстояло остановиться и уплатить сборщику налогов пошлину за проезд. К моему удивлению на пункте сбора денег никого не было, и Холмс, не останавливаясь, проскочил мост.
– Мистер Холмс, а как вы догадались, что сборщик налогов куда-то отлучился?
– А он никуда не отлучился. Сидит здесь круглосуточно.
– ???
– Просто мы его не видим, но он-то нас видит. Это компьютер!
– А деньги? Вы же проехали бесплатно.
– К сожалению, нет, Ватсон. Я еще не проехал мост, как с моего счета в банке же сняли деньги за проезд. Здесь нет ничего удивительного. Слушайте, Ватсон.
– Раньше здесь на мосту дежурил сборщик налогов, но его содержание обходилось недешево. Тогда при въезде установили автоматы, и водители либо опускали в них деньги, либо вставляли кредитные карточки. Но, чтобы выполнить такую простую Финансовую операцию, приходилось либо останавливаться, либо сильно замедлять скорость. Отсюда очереди, лишний расход горючего, загрязнение воздуха, потери времени. И вот сейчас вы стали свидетелем работы новой системы сбора налога за проезд.
– Но, мистер Холмс, я же ничего не видел. — Так, а заметили ли вы пластинку на боковом стекле моего автомобиля? — Такая небольшая пластинка размером с кредитную карточку? — Совершенно верно. Эта пластинка идентифицирует автомобиль. Каким образом? Когда автомобиль въезжает в пункт сбора налогов, а въезжать можно с хорошей скоростью — до 56 км/ч, то он инициирует индуктивный датчик, вмонтированный в дорожное полотно. Этот датчик включает передатчик СВЧ-колебаний. Сигналы малой мощности, всего около 1 мВт (это предосторожность от нежелательного влияния на пассажиров), излучаются антенной и инициируют индентификационную плату, которая, в свою очередь, модулирует специальные колебания и отражает их на антенны. Что-то я не видел здесь антенн.
– Расстояние между антеннами и платой может достигать 5 м! Итак, систем анализирует отраженный сигнал и подает результат анализа на компьютер пункта сбора налогов. Компьютер сравнивает полученную информацию с хранимой в его памяти и посылает результат в банк, где водителю, в данном случае мне, выставляется соответствующий счет.
– Мистер Холмс, а если обмануть систему? Если снять эту идентификационную пластину?
– Ватсон, чтобы джентльмен...
– Нет, нет, мистер Холмс, я же не о нас, а о потенциальных злоумышленника
– Тогда другое дело! Система сработает следующим образом. Не обнаружив идентификационный сигнал, она включит видеомагнитофон и запишет номер автомобиля. После этого к водителю придет повестка в суд.
– И что же, система никогда не ошибается?
– Верный страж! Надежность 99,6%!
– Я задумался. Вот она реальность — жизнь" под колпаком" компьютера. Едешь на автомобиле, чтобы рассеяться, едешь ни о чем не думая, а в это время по проводам за сотни километров летят шифровки о твоей поездке, какой-то безымянный компьютер самоуправно снимает с твоего банковского счета деньги. При желании налоговая инспекция может тут же узнать об этой поездке, узнать куда мы ездили, по каким платным дорогам и мостам, и в какое время мы проезжали места сбора налогов. А я думал, что человек, как песчинка, легко затеряется в этом многомиллионном потоке автомобилей. Оказывается, здесь ведется круглосуточное неназойливое наблюден за каждым автомобилем. Хотя мы с Холмсом честные люди и нам нечего бояться, мысль, что за нами могут так ненавязчиво следить, привела меня в подавленном состояние.






Назад






Главная Попытка (сказки)
1999-2013
Артур Конан Дойл и его последователи