Глава Двадцать Четвёртая
РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СПИРИТИЗМА
1 Речь идёт о Первой Мировой войне. (Е.К.)
2 Стоик - человек, стойко и мужественно переносящий жизненные испытания. (Е.К.)
3 Франциск Ассизский (1181 или 1182-1226) - итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений. (Е.К.)
4 Магомет (Мухаммед) (ок. 570-632) - основатель ислама, глава первого мусульманского теократического государства в Аравии; почитается как пророк. (Е.К.)
5 Баб-эд-Дин (настоящее имя Али Мухаммед) (1820-1850) - иранский религиозный деятель, последователь секты шейхитов, которые проповедовали идею о скором пришествии мусульманского мессии Махди; в 1844 году объявил себя Баб'ом - то есть вратами, через которые должен действовать ожидаемый мессия. Своими яркими проповедями привлёк множество последователей. В 1847 году объявил себя Махди, был арестован и расстрелян по приказу шаха. В заключении написал книгу "Откровение". (Е.К.)
6 Отцы Церкви - традиционное название деятелей христианской церкви II-VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главный Отец Церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский. (Е.К.)
7 Римские катакомбы - подземные кладбища ранних христиан, которые вынуждены были прятаться от преследователей в пещерах. Тела умерших хоронили в нишах, выдолбленных в стенах скалы. (Е.К.)
8 Аврелий Августин (354-430гг.) - латиноязычный христианский писатель, выходец из Нумидии (Северная Африка). Изучал риторику, впоследствии преподавал её в Карфагене, Риме и Милане. Назван католическими богословами "блаженным". Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Один из Высших Духов, активно сотрудничавших с Алланом Кардеком в создании спиритического Учения. (Й.Р.)
9 St.Augustus, "The City of God".
10 Св.Климент Александрийский (150-215гг.) - греческий теолог, применявший идеи греческой философии к христианской доктрине. Учитель известного теолога Оригена. (Е.К.)
11 Блаженный Иероним (340-420гг.) - богослов, автор латинского перевода "Библии" (так наз. вульгата). За перевод "Библии" был причислен Католической церковью к разряду святых и Учителей Церкви.
Когда в Средние Века Христианство окончательно выродилось в мракобесие, тогдашние богословы разработали доктрину христианского ада (понятие совершенно чуждое Христу и раннему Христианству) и изобрели Князя тьмы - персонаж, также совершенно неведомый раннему Христианству. Тогда-то они и вспомнили о персонифицированном Люцифере, и с той поры латинское название планеты стало одним из имён Духа тьмы. Стало быть, "носитель света" сделался у средневековых знатоков латыни "носителем мрака". Такая вот неумелая игра словами на уровне идиотизма, разросшаяся со временем в учение о сатанизме, каковое закономерно привело к дегенерации Христианства. Описка с Люцифером оказалась самой что ни на есть настоящей трагедией для всего христианского мира, вот уже полтора тысячелетия являющегося жертвой чудовищной мистификации. (Й.Р.)
12 Вигилантиус (Вигилий) Галльский - дьякон, жил в первой половине V века в Галлии; автор монашеского устава. (Е.К.)
13 Имеются в виду первых два Вселенских собора, проведённых в 325 и 381 годах во главе с императором Константином Великим в городе Никея (нынешняя территория Турции), на которых были утверждены основа православного вероучения - Никеоцарьградский символ веры, а также представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мёртвых, крещении, загробной жизни и т.п. (Е.К.)
14 Герма (II в.) - один из апостолических Отцов раннего Христианства. Христианин, проданный как раб в Рим, был затем освобождён. Его известный труд "Пастырь" состоит из трёх частей: "Видения", "Наказы", "Образы". В книге содержатся откровения старой женщины и пастыря (ангела) о грехе и моральные наставления, исполнение которых ведёт к новой и светлой жизни. Многие ранние христиане рассматривали этот труд как часть Священного Писания. (Е.К.)
15 Ориген (185-254гг.) - греческий теолог, родился в Александрии, ученик Климента Александрийского. Причудливо, в аллегорической форме интерпретировал "Библию". Кастрировал самого себя, чтобы подтвердить приверженность обряду целибата, т.е. безбрачия. (Е.К.)
16 Цельс (II в.) - греческий философ-платоник из Александрии, первый известный критик Христианства, автор сочинения "Правдивое слово" (179г.), которое сохранилось в значительных цитатах у христианского автора Оригена в его труде "Contra Celsum ("Против Цельса"), написанном в III веке. (Е.К.)
17 Св.Иреней Лионский (140 или 160-200гг.) - создатель католической теологии, выдающийся теолог II века. Был епископом Лигдунума (Лион), боролся с гностиками; наиболее известный его труд "Aversus Haereses" ("Против ереси"). (Е.К.)
18 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155-222гг.) - апостолический Отец раннего Христианства, христианский теолог и писатель. Подчёркивал пропасть между библейским откровением и греческой философией; утверждал веру именно в силу её несоизмеримости с разумом. Развивал своеобразный мистический материализм: души и даже Бог - тела особого рода. В конце жизни сблизился с монтанистами - движением ранних христиан, пытавшихся вернуть Церкви прежнюю чистоту, и в конце концов порвал с Церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества. (Е.К.)
19 Евсевий Кесарийский (Памфил) (между 260 и 265-340гг.) - римский церковный писатель, епископ Кесарии (ныне - Квесария, Израиль), автор труда "Церковная история" (истории христианской церкви до 324 года). Не признавал, что Христос - творение Бога. (Е.К.)
20 Марцион (умер в 160г.) - основатель христианской секты (марционизм). По его утверждению, Иисус Христос не мог иметь отношения к Богу-Создателю, воспетому в "Ветхом Завете". Он считал, что подлинное Евангелие Христа было искажено его учениками, которые воплотили в нём идеи иудаизма, а "Ветхий Завет" вообще не должен восприниматься христианами. Согласно Марциону только Св.Павел правильно понял учение Христа. (Е.К.)
21 "Apostolic Constitutions" - "Апостольские постановления" или "Каноны Св.Апостолов" (II - III вв.) - каноническое (церковное) право ранних христиан, отражает начало развития административного аппарата Церкви. (Е.К.)
22 Адольф фон Гарнак (1851-1930) - немецкий историк церкви и теолог. Один из лидеров либерального протестантизма, Гарнак известен своим многотомным трудом "История догмы" (1888-89гг.), где прослеживает историю развития христианской доктрины. Он настаивал на том, что христианская Церковь испытала сильное влияние греков. Мечтал вернуть Церкви простоту раннего Христианства. (Е.К.)
23 "Апостольские постановления", кн. VIII, раздел I. (Е.К.)
24 Прежде всего за этим можно обратиться к книгами Аллана Кардека, особенно к "Книге Духов". (Й.Р.)
25 Св.Филипп (I в.) - один из 12 апостолов, проповедовал Евангелие в Скифии и Финикии; был распят. (Е.К.)
26 Эммаус - небольшое селение на северо-западе от Иерусалима. Здесь воскресший Господь узнан был двумя его учениками при преломлении хлеба. Одним из двух учеников, встретившихся в Эммаусе с воскресшим Спасителем, был Клеопа. - Лук. ХХIV, 13, 18. (Е.К.)
27 "The Gospel of Philip the Evangelist".
28 Пятидесятница - 50-й день Пасхи - день, празднуемый в память сошествия Св.Духа на апостолов. (Е.К.)
29 Spiritualist's National Union.
30 "The New Revelation" by Arthur Conan Doyle, 1918.
31 "American S.P.R.", January, 1923.
32 London Spiritualist Alliance.
33 "Our Life After Death" by Rev.Arthur Chambers.
34 "Light", October 30, 1920.
35 "American S.P.R.", June, 1923, p.323.
36 "Facts and the Future Life" by G.V.Owen, 1922, p.170.
37 Спекуляция (от лат. speculatio - созерцание, умозрение) - философское умозрительное построение. (Е.К.)
38 "Letters from Julia" by W.T.Stead.
39 "Messages from Meslom".
40 "Fragments of Prose and Poetry" by F.W.H.Myers.
41 "Human Personality" by F.W.H.Myers.
42 "Fortnightly Review", October, 1922.
43 "The Identity of Primitive Christianity and Modern Spiritualism" by Eugene Crowell, 2 Vols,. 2nd Edition, New York, 1875.
44 "The Relation of Modern Spiritualism to Christianity" by Ernest W.Oaten, p.23.
Главная | Попытка (сказки) |