Заголовок (если есть)

Шнейдеров Виталий Семёнович

Торговец привидениями




Едва начали сгущаться сумерки, как звон колокольчика у ворот Горсорп-Грэйндж и скрип махового колеса у подъемного моста возвестили о прибытии мистера Абрахамса. Я поспешил ему навстречу, почти ожидая увидеть человека с печальным взглядом и впалыми щеками, а за ним пеструю толпу призраков. Но торговец привидениями оказался коренастым здоровяком с поразительно острыми, сверкающими глазами, и рот у него то и дело растягивался в добродушную, хотя, быть может, и несколько деланную, улыбку. Весь его коммерческий реквизит состоял из небольшого кожаного саквояжа, крепко запертого и стянутого ремнями.
– Как поживаете, доктор Ватсон? – спросил меня мистер Абрахаме, с жаром тряся мне руку. – И как поживает миссис Хадсон? И как поживают все остальные – все ли в добром здравии?
Я заверил его, что все в доме чувствуют себя вполне удовлетворительно, но мистер Абрахамс говорил так многословно и горячо, что я невольно подумал: сейчас он начнет проверять у нас пульс и потребует, чтобы ему показали язык.
Успокоившись на том, что все мы пребываем в нормальном физическом состоянии, мистер Абрахаме пошел вслед за мной вверх по лестнице в комнату, где для него была приготовлена обильная снедь – он ее не отверг. Таинственный маленький саквояж он потащил с собой и во время обеда держал у себя под стулом. Только когда убрали со стола и мы остались одни, мистер Абрахаме заговорил о деле, ради которого прибыл.
– Если я вас верно понял, – начал он, попыхивая своей трубкой,— вы желаете, чтобы я помог вам снабдить этот дом привидениями. Так или нет?
Я подтвердил правильность этого предположения.
– Так знайте же, более подходящего человека, чем я, вам не найти, говорю вам по чести, – продолжал мой собеседник. – Что ответил я тому молодому джентльмену в трактире "Хромой пес"? Он меня спросил: "Беретесь устроить это дело?" И я сказал: "Вы только испытайте, проверьте, на что способен я и мой маленький саквояж". Лучше ответить я не мог, говорю по чести.
– Неужели вы держите... духов в саквояжах? – спросил я нерешительно.
Мистер Абрахамс улыбнулся снисходительной улыбкой человека, уверенного в своем превосходстве.
– Подождите, подождите, – сказал он. – Только дайте мне подходящее место и подходящее время. Вы сами увидите, своими глазами. Лучше я сказать не могу, говорю вам по чести.
– Когда вы намерены приступить к делу? – осведомился я почтительно.
– Без десяти час, – проговорил он твердо. – Некоторые считают, что надо ровно в полночь, а я говорю: нет, лучше попозже, тогда уже нет такой толчеи и можно подобрать духа, какой приглянется. А теперь, – продолжал он, вставая со стула, – вы пока уходите, не то они вас еще, чего доброго, в куски разорвут. Лучше я буду тут один с ними управляться, а в половине первого возвращайтесь, к тому времени они поутихнут.
Требования мистера Абрахамса показались мне вполне резонными, и я ушел, оставив его одного в кресле перед камином.
Мы с миссис Хадсон сидели в комнате внизу, и я слышал, как некоторое время спустя мистер Абрахамс поднялся и начал расхаживать быстрым, нетерпеливым шагом. Потом мы услышали, как он проверил запор на двери, пододвинул к окнам что-то тяжелое из мебели и, по-видимому, взобрался на нее. Жутко было думать, что простой смертный стоит в полном одиночестве у открытого окна и призывает из тьмы исчадия ада. Я с трепетом, который едва мог скрыть от миссис Хадсон, увидел, что часовая стрелка приближается к назначенному сроку и мне пора идти наверх, чтобы разделить ночное бдение мистера Абрахамса.
Он сидел все там же, в той же позе.
– Ну как, получается? – спросил я с притворно-беспечным видом, но невольно озираясь, чтобы проверить, одни ли мы в комнате.
– Теперь требуется только ваша помощь, и дело завершено, – сказал мистер Абрахаме торжественно. – Садитесь рядом. Что бы вы не увидели, молчите и не шевелитесь, не то разрушите чары.


Манеры мистера Абрахамса стали как-то мягче, присущая ему вульгарность лондонского кокни совершенно исчезла. Я сел в указанное мне кресло и стал ждать, что будет дальше. Вдруг на черном фоне возник белый призрак – силуэт мистера Абрахамса. Я остолбенел, ведь только что мистер Абрахаме сидел рядом со мной. Какая-то сила мешала мне повернуть голову в его сторону, чтобы убедиться, что он рядом. Немного выше плеча призрака возник небольшой белый сияющий шар. Я скосил глаза в сторону моего соседа. Он медленно поднял свою левую руку, и я увидел, как призрак в точности повторил его движение. Рука медленно приблизилась к шару, и в момент прикосновения к нему указательным пальцем шар чуть-чуть отскочил вверх. Но рука продолжала настигать шар. В момент прикосновения шар чуть-чуть отскакивал от пальца. Так продолжалось до тех пор, пока шар не исчез из поля зрения.
Затем я увидел какую-то маленькую чудную рожицу. Когда призрак-Абрахамс поднял руку, то эта рожица опустилась на нее и стала карабкаться по руке, по плечу,


шее и застыла на голове. В полной тишине призрак вытянул руку в сторону. Рожица медленно покатилась вниз, по голове, на руку и повисла на кончиках пальцев. Призрак потряс рукой, и рожица, оторвавшись от руки призрака, медленно полетела вниз.

Я подумал, уж не снится ли мне все это? Ущипнул себя за ногу, почувствовал боль. Да, это не сон. Призрак поднял две руки и оттопырил большой и средний пальцы. Между пальцами возник светящийся ореол. Призрак стал медленно манипулировать


руками, и ореол стал вытягиваться, поддаваясь невидимому магнетизму рук. Потом все исчезло.

Я сидел как завороженный, боясь пошевелиться. Вдруг до меня донесся глухой стук костей. Моему взору предстал скелет, который пошел куда-то мимо меня, энергично размахивая руками. Моему изумлению не было предела – как он мог идти


и при этом не падать, не имея глаз, мозга, нервной системы, без мышц, наконец.


Но этот призрак казался материальным. Я отчетливо слышал, как глухо стучали при каждом шаге его белые кости. Вдруг он остановился, лихо напялил на свой пустой череп шляпу, поставил игриво ногу на колесо и уставился своими пустыми глазницами куда-то справа от меня. От ужаса я закрыл глаза. Я хотел бежать, но не мог пошевелить даже пальцем. Когда я открыл глаза, то увидел, что скелет, присев, с глухим стуком прыгнул вперед и широкими шагами пошел прочь.


Сердце мое бешено колотилось, на лбу появилась холодная испарина. Вспыхнул свет. Ко мне подошел мистер Абрахамс.
– Ну как, понравились вам мои привидения, – спросил он с едва заметной улыбкой.
– Да, мистер Абрахамс, впервые в жизни я видел настоящие привидения. Это зрелище для мужчин. Я покупаю их у вас. Сколько вы просите?
– Мистер Ватсон! Я полагаю, вы понимаете, насколько непростая задача создать привидения. Над ними работали лучшие специалисты непрерывно в течение года. Эти привидения уникальны, я их вообще-то и не продаю. Но, уважая вас, ваши заслуги как доктора, я готов их вам уступить.
– Мистер Абрахаме! Я все это понимаю. Сколько вы за них хотите?
– Я их продаю отдельно в конвертах – белое привидение и скелет по имени Георг. Учитывая, что вы расположили меня к себе, я прошу за каждое привидение всего по 200 фунтов стерлингов. Поверьте, продаю себе в убыток. Только ради...
– Да, да, мистер Абрахаме, я все понял. Если вы не возражаете, я хотел бы посоветоваться с Шерлоком Холмсом. Завтра вечером я дам вам окончательный ответ.
– Но, доктор Ватсон! Не забудьте сказать мистеру Холмсу, что я пошел на продажу исключительно из уважения к вам как врачу и достойному человеку, джентльмену, неоднократно рисковавшему своей жизнью во имя добра и справедливости.
– Да, да, я не забуду. До свидания, мистер Абрахаме.
Смущаемый противоречивыми мыслями, я пошел к мистеру Холмсу. С одной стороны, конечно, привидения, которых я никогда до этого не видел, а с другой стороны, 400 фунтов стерлингов – большие деньги. А потом насколько гарантировано их появление и в какой мере безопасно? А если вдруг мистер Холмс посмеется надо мной. Все-таки я представитель интеллигенции, доктор и вдруг такие вещи.
Мистер Холмс сидел в своем кресле и просматривал журнал "Электроникс".
– Мистер Холмс, добрый день!
– Что с вами, Ватсон! Неприятности?
– Мистер Холмс! Только не смейтесь, я видел привидения.
– Опий, марихуана, кокаин, ЛСД или клей "Момент"?
– Мистер Холмс, я не шучу. Вы же знаете, я никогда не употреблял наркотики. Я видел привидения в своем доме, в час ночи.
– Это уже интересно. Расскажите поподробней.
Сбиваясь, я рассказал все, что видел и чувствовал вчера вечером. Мистер Холмс затянулся трубкой и задумался.
– Так, кое-что я понял. С Георгом я знаком давно, еще с октября 1982 года.
– С каким Георгом? Как знакомы?
– Просто. Георг – это разработка Давида Зельтцера из университета штата Огайо. Он (Георг, конечно) является анатомически точной трехмерной цифровой моделью человеческого скелета, состоящей из 20 тысяч многоугольников. В разработке Георга, в обучении его ходить и прыгать участвовало много программистов – и Дон Стредней, и Франк Кроу, и Суен-Чанг-Хо.
– А при чем же здесь мистер Абрахамс?!
– Об этом потом. Вначале рассмотрим технические аспекты. Когда речь идет о создании компьютерных моделей человеческого тела, рассматривают три уровня моделей: скелет, мускулы, кожа.
– Но ведь так же и художники рисуют натуру: вначале рисуют скелет, затем на кости "навешивают" мускулы, а уж потом на них " натягивают" кожу.
– Совершенно верно, Ватсон. Так что нашего Георга можно рассматривать как компьютерную модель нижнего уровня. А чтобы получить нормальную модель человеческого тела, нужно построить "мускульную" модель, а затем "натянуть" на нее кожу и для передачи глубины нанести на нее блики, тени и полутона. Но построить модель человеческого тела, как бы сложна она ни была, еще не все. Эту модель нужно еще и "оживить". Для моделирования движения наиболее удобна скелетная модель тела человека.
– А после этого достаточно описать движения, и скелет начнет ходить, прыгать, бегать... Как интересно!
– Должен огорчить вас, Ватсон. Спецификация и вычисление движений человека является далеко не тривиальной задачей. Здесь возникают специфические проблемы – почти невозможно учесть все звенья, вовлекаемые в простое движение, учесть их естественную балансировку и их множественные связи с окружением. Ведь координация всех этих факторов осуществляется человеком бессознательно. Для того чтобы получить на компьютере реалистическое движение модели, необходимо учитывать не только геометрические данные: форму рук, ног, туловища, головы, но и информацию об их физических свойствах, таких как масса, плотность, а также информацию о максимальных углах в коленях, локтях и других суставах. При этом мало описать форму, например, бедра и голени. Во многих случаях они описываются в виде эллипсоидов, получается достаточно правдоподобно и в то же время очень экономно с позиции требуемой компьютерной памяти. Так вот, при сгибании сустава необходимо предусмотреть и деформацию сгибаемых частей тела в месте соединения, иначе произойдет либо пересечение, либо, наоборот, отделение подвижных частей тела. Все эти факторы в свою очередь резко увеличивают стоимость вычислительных операций по моделированию движения.
– А можно просто копировать движения людей?
– Молодец, Ватсон! Мысль верная! Так, звездой среди американских компьютерных персонажей является дама по имени "Секси Робот". Ее поразительно естественные движения были заимствованы у танцовщицы. Это было сделано следующим образом: движения танцовщицы сняли на видеопленку, затем разложили на составные части, выразили их в цифровом виде и ввели данные в память компьютера.
Так, со скелетом разобрались. Что касается белого привидения, могу определенно сказать, что оно является дисплейным силуэтом мистера Абрахамса. В той графической системе, на которой он работал, должен быть монитор – видеокамера. Скорее всего мистер Абрахамс ее куда-нибудь запрятал, а объектив направил на себя. В компьютере вводимое изображение квантовалось на два уровня: белое и черное, и силуэт был превращен в негатив. Это легко выполнить в реальном масштабе времени, хотя для этого должна быть достаточно быстродействующая машина. Здесь проблем я не вижу.
Теперь графические объекты – светящийся шар, ореол и рожица. Ну, я думаю, здесь тоже нет проблем. Так, светящийся шар можно получить, написав на Бейсике всего один оператор CIRCLE. Но вот как обеспечивается взаимодействие силуэта с графическим объектом? Пока я себе не представляю. Нужно подумать.
Мистер Холмс раскурил трубку, сел в кресло перед компьютером. За окном сгустились сумерки. В комнате горела настольная лампа. Ее свет падал на экран дисплея. Дисплей был включен. По экрану беззвучно двигались человеческие двойники – цурики. Мистер Холмс перевел свой взгляд с окна на дисплей. Затем он поднес правую руку к лампе. На стене возникла тень от руки. Холмс задумчиво пошевелил пальцами и внимательно посмотрел на шевелящуюся тень. Затем, быстро отложив трубку, он стал двумя руками энергично строить козу, птичку, собачку, змею и прочие знакомые нам с детства силуэты.
– Я разгадал эту загадку, Ватсон!
– Так быстро, мистер Холмс?!
– Для этого достаточно обладать моим дедуктивным методом. В системе Абрахамса должна быть распознающая система. Эта система выделяет силуэт человека, вычленяет в нем пальцы, руки и голову, оценивает направление и скорость движения руки, определяет расстояние от графического объекта до силуэта и в зависимости от этих параметров имитирует реальное (ожидаемое) взаимодействие человека с объектом, составляя программу реакции графического объекта от взаимодействия с человеческой рукой. Как видите, идея проста. Но реализация? Здесь без искусственного интеллекта не обойтись.
– А как же компьютер определяет, где голова, руки, пальцы?
– Голова всегда вверху.
– Но ведь он может поднять руку выше головы?!
– Верно, я об этом не подумал... Тем более здесь необходимы системы искусственного интеллекта. Ну что же, вернемся к цене.
– Да, мистер Холмс, это самый важный вопрос. Мистер Абрахамс просит за каждый конверт, из которых он вызывал привидения, по 200 фунтов стерлингов. Что это за конверт и не дорого ли это?
– Это гибкий диск на 1,2 Мбайт. Но 200 фунтов за один диск?! Брать такие деньги за Георга, к которому он не имеет никакого отношения, – это чистой воды мошенничество. Белое привидение, боюсь, тоже не его разработка. Сейчас я это проверю. У меня есть база данных всех графических разработок. Так, эта система относится к разделу человеко-машинного взаимодействия с элементами видео, искусственного интеллекта, машинного зрения. Наберем "VIDEO". Ага, пожалуйста, смотрите сюда – VIDEOPLACE. Авторы Майрон Крюгер, Томас Джионфридо и Катрин Хинричсен. Что ж, я так и думал. Ваш Абрахаме – чистой воды мошенник.
– Я ему так и скажу сегодня, мистер Холмс.
– Ватсон, неужели вы думаете, что он, зная о вашей встрече со мной, никуда не уехал, не попытался скрыться? Улики раскрыты, и мошенник смылся!
– Да, мистер Холмс, все хотят иметь много денег и не работать. Таков мир!
– Вы так полагаете? А вот прочтите это объявление в "Обсервер".
Я надел очки и взял газету. Небольшое объявление на последней странице:

"Нужны мужчины для опасного путешествия.
Зарплата маленькая.
Холода страшные.
Долгие месяцы кромешной тьмы.
Постоянная опасность.
Благополучное возвращение сомнительно.
Почести и признания в случае успеха".

– Ну и что? Мало ли что печатают в газетах.
– Это объявление дал известный полярный исследователь Эрнест Шеклтон. И вот, представьте, он получил более двух тысяч откликов на свой призыв. Вот так! "Зарплата маленькая, возвращение сомнительно"!
– Да, но "Почести и признания в случае успеха"!
– Нет, Ватсон, слава богу, в мире больше порядочных людей, чем жуликов.






Назад






Главная Попытка (сказки)
1999-2013
Артур Конан Дойл и его последователи